Переработка литий-ионный батарей: количество предприятий увеличивается
19 май 2022
По прогнозам аналитиков, средние темпы роста рынка литиевых аккумуляторов в период с 2021 по 2027 год составят не менее 18% в год, достигнув значения в 130 млрд долларов. При этом все острее будет становиться проблема утилизации батарей, которые отработали свой срок. И если технологии переработки свинцово-кислотных аккумуляторов отработаны и сейчас в некоторых странах Европы налажена их 100-процентная утилизация, то с литий-ионными АКБ ситуация значительно сложнее.
Переработка литиево-ионных аккумуляторов призвана решить две проблемы:
- Утилизация изделий, которые не могут быть просто захоронены на обычных полигонах для твердого мусора — литий-ионные аккумуляторы содержат большое количество веществ, которые могут вызвать заражение грунта и воды на большой площади
- Получение материалов, которые могут быть повторно использованы в производственном цикле. Рост спроса на литий-ионные накопители энергии вызвал резкий скачок цен на материалы, прежде всего — на литий, медь, кобальт и т.д. Это полностью отвечает модели «круговой экономики», согласно которой необходимо добиться нулевых показателей захоронения отходов.
Переработка литий-ионных аккумуляторов: основные тенденции развития рынка
Анализируя ситуацию с развитием рынка переработки литий-ионных аккумуляторов, можно отметить несколько тенденций:
- Законодательством США и некоторых стран Европы предусмотрена ответственность производителей электрокаров за утилизацию АКБ со старых машин. Поэтому ведущие автопроизводители, развивая сегмент электроавтомобилей, параллельно создают инфраструктуру, необходимую для утилизации нерабочих АКБ. Например, Фольксваген в 2021 году открыл пилотный завод, на котором будет отрабатываться технология глубокой переработки литий-ионных батарей. Ford налаживает сотрудничество с Redwood Materials, чтобы создать замкнутый цикл производства и переработки аккумуляторов.
- Активно идет строительство заводов по переработке литиевых батарей в странах, которые ускоренными темпами отказываются от продажи авто с двигателями внутреннего сгорания. В качестве примера можно привести страны Скандинавского полуострова. В Финляндии концерн Форум с 2019 года обеспечивает переработку в промышленных масштабах Li-ion аккумуляторов с эффективностью 80%. Шведская Northvolt уже представила аккумулятор, который полностью изготовлен с использованием восстановленных материалов. В начале этого года компания приступила к строительству завода для переработки литиевых АКБ, который должен заработать на полную мощность уже в 2023 году. Еще она шведская компания - Stena Recycling (специализируется на управлении отходами) — инвестирует 30 млн евро строительство нового завода в Хальмстаде. Заявлено, что используемая технология позволит обеспечить переработку списанных АКБ на 95%. В Норвегии завод по утилизации литий-ионных накопителей энергии совместно откроют канадская Li-Cycle Corp и две местные компании - Morrow Batteries (самый крупный производитель АКБ такого типа в стране) и Eco Stor (занимается вторичным использованием АКБ, непригодных для эксплуатации в электрокарах)
- Инвестиции в глубокую переработку литий-ионных аккумуляторов с целью получения сырья, пригодного для дальнейшего использования становятся выгоднее, чем инвестиции в их добычу — канадская сталелитейная компания Stelco планирует наладить производство в промышленных объемах на своем заводе в Онтарио. В планах — ежегодно получать до 18,4 тыс. тонн марганца, лития, никеля, кобальта и, а также до 40 тыс. тонн лома стали (это позволит покрыть до 25 процентов потребности компании в стальном металлоломе).
Отдельно стоит отметить китайскую CATL, крупнейшего мирового производителя аккумуляторов — она планирует вложить около 5 млрд долларов в строительство завода по утилизации АКБ. Заявлено, что его построят в рамках развития промышленности в центральном Китае — в городе Ичан (провинция Хубэй).
А немецкая BASF хочет построить завод для переработки АКБ в Бранденбурге — место выбрано не случайно, ведь в непосредственной близости будет расположена новая гигафабрика Тесла. Компания хочет проводить восстановление лития, марганца, а также кобальта и никеля, используя снятые с электрокаров литий-ионные аккумуляторы (у которых истек срок годности) и производственные отходы с завода Tesla.