Шведская компания Northvolt представила аккумулятор, полностью произведенный из переработанного марганца, никеля и кобальта
05 май 2022
Northvolt — шведская компания, основанная в 2015 году бывшим исполнительным директором Тесла. Своей целью она поставила обеспечить европейских производителей электрокаров аккумуляторами, выпущенными в Европе. В мае 2019 году Northvolt получила кредит на 350 млн евро от Европейского инвестиционного банка, а уже в июне 4 крупных компании (автомобильные Volkswagen и BMW, а также страховая Folksam и инвестиционный банк Goldman Sachs) совместно инвестировали в проект еще порядка 1 млрд евро. Позже Volkswagen заявил, что построит завод для собственных нужд самостоятельно, а Northvolt подписал договор с BMW, по которому должен обеспечить поставки аккумуляторных батарей начиная с 2024 года. Сумма сделки — 2 млрд. евро. В конце декабря 2021 года компания приступила к серийному производству литий-ионных батарей. На собственных производственных мощностях — гигафабрике Northvolt Ett. Шведский производитель особо подчеркивает, что это — первая АКБ, которая полностью сконструирована и собрана исключительно европейской компанией.
Почему Northvolt инвестирует в переработку литий-ионных аккумуляторов
Наращивая выпуск литий-ионных аккумуляторов (задача — за несколько лет выйти на производство 60 ГВт*ч ежегодно), компания параллельно разрабатывает и реализует технологии глубокой переработки аккумуляторов. При этом полученные в результате переработки нерабочей батареи кобальт, марганец и никель используются для повторного производства АКБ. По результатам тестирования аккумуляторные батареи, произведенные из восстановленных материалов, показатели такой же уровень производительности, как и аккумуляторы из только добытых материалов.
Компания планирует начать строительство завода для переработки литий-ионных АКБ в начале 2022 года, запуск в эксплуатацию намечен в 2023 году. Это позволит Northvolt решить две важных задачи:
- По европейскому законодательству производитель электрокаров обязан принимать выработавшие свой ресурс АКБ для переработки — завод Northvolt сможет за год перерабатывать до 125 тысяч тонн неисправных аккумуляторов
- Европейские производители испытывают устойчивых дефицит материалов для производства литий-ионных аккумуляторов — это касается как лития (большая его часть добывается в Китае), так и других материалов. Рост спроса уже привел к значительному росту цен на сырье, поэтому глубокая переработка АКБ позволит получить Northvolt материалы, пригодные для повторного использования и не зависеть от колебания цен на рынке. А также от проблем с поставками сырья, которые существенно обострились на фоне введения ограничений из-за пандемии.
По прогнозам аналитиков, переработка использованных литий-ионных аккумуляторов позволит покрыть до 20% потребности отрасли в материалах.